Методическая копилка


Стифорова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 

Дифференцированный подход как условие формирования самостоятельности на уроках русского языка.

 

Сколько цветов на лугу,

И каждый красив по-своему…

В этом подвиг цветка!

Басё

 

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования.

Современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям... Одной из них является технология дифференцированного обучения.

 

В своей работе я придерживаюсь идей Фирсова В.В., автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д., авторов «Технология индивидуализации обучения», Дьяченко В.К. автора «Групповые технологии».

Главным для своей работы выделяю следующий принцип - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

 

Особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;

- выполнение определенного задания (либо одинакового, либо дифференцированного) под непосредственным руководством лидера группы;

- учёт и оценка индивидуального вклада каждого члена группы.

 

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:

- проблемный (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);

- взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);

- исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);

- индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);

- создание мотивации (активная мыслительная деятельность).

 

Все вышесказанное составило теоретические предпосылки моей работы, направленной на решение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках русского языка, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий.

 

Чтобы держать учащихся в «рабочей форме», не снижать их активность на уроке, предлагаю для учащихся нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?")

Например:

1) составление текстов диктантов;

2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);

5) работа с дополнительной литературой;

6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки;

7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;

8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока).

 

«Перевод с русского на русский».

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности).

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

-"перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

-"перевод" текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу "глокой куздры";

-"перевод" текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов);

-"перевод" (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

Задание 1. Статья журналистки О.Чегодаевой в "Комсомольской правде" называется "Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист". "Переведите" название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, "проэкзаменовав" друг друга.

Задание 2. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. "Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. Лесной барабанщик.

Задание 3. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл. 1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь.

 

«Лингвистические «ПОЧЕМУЧКИ».

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются  в практическом значении знаний по русскому языку.

Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М. Подгаецкой.)

 

Лингвистический диктант.

Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем.

 

Микроисследования.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений: работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)

2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов.

3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)

5. История слов в истории города (о топонимах).

6. Пропала буква (детективное расследование).

 

Положительные моменты.

Применяя элементы разноуровневой технологии в учебной деятельности, учащиеся стали проявлять большой интерес к русскому; повысилась грамотность письма, учащиеся стараются преодолевать трудности, научились видеть проблемные ситуации и устанавливать пути ее разрешения. Работая в парах, группах, учащиеся научились ставить цель к выполняемой работе, выдвигать гипотезы и делать выводы, научились быть коммуникабельными. Научились помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, могут самостоятельно работать в любой ситуации.


Коршунов Д. Л.,

учитель истории и обществознания

 

Система оценивания деятельности учащихся 5-х классов на уроках ОДНКР.

 

Оценочные и рефлексивные блоки урока ориентированы на коммуникацию. Следует отметить, что оценка не должна сводиться к выставлению отметок. Оценивание показывает отношение каждого ученика к происходящему на уроке. В этом смысле не только учитель, но и ученики оценивают друг друга. Слова одобрения или критика, жесты и мимика тоже относятся к процессу оценивания. Оценка не должна посягать на достоинства человека; следует оценивать учебные результаты, а не личные способности; важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок; оценка должна мотивировать к учению.

 

Принципы оценивания ОДНКНР:

1) Критериальность – данный принцип заключается в том, что критерии должны быть

однозначными и предельно четкими.

2) Гибкость, вариативность – предполагает использование различных процедур и методов

изучения результативности обучения.

3) Естественность процесса оценивания знаний обучающихся – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.

 

Организация системы оценивания учебных достижений обучающихся в условиях безотметочного обучения.

 

При преподавании курса ОДНКНР предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его собственными вчерашними достижениями).

Объектом оценивания на уроке становится нравственная и культурологическая

компетентность ученика, его способности понимать значение нравственных норм, правил морали в жизни человека, семьи, общества, его потребности к духовному развитию.

 

Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребёнка, попытка (даже неудачная)

самостоятельно найти ответ на вопрос. Поощряется любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Обучение детей самоконтролю: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки.

 

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников,

своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп

деятельности и др.).

 

Оценка усвоения комплексного учебного курса ОДНКНР включает предметные,

метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств. Содержательный контроль и оценка знаний обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОДНКНР учеником и не допускает сравнения его с другими детьми. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения и тестовые задания разных типов (ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале).


Частоступова М.Г.,

учитель русского  языка и литературы

                                                                          

Размышляя  над прочитанным.

      Я  не раз задавалась вопросом: как помочь школьникам увидеть в художественной литературе то, что приблизит  их к лучшему пониманию людей и самих себя?

     Нам всем хочется, чтобы дети, оторвавшись от ярких мониторов, погрузились бы в совершенно другой мир свежих впечатлений от прочитанной книги, чтобы прислушались к тому, как звучит живое  слово. Слово, которым можно охарактеризовать пение соловья и скрип телеги, стук колёс  поезда и тишину зимнего леса… 

   Хочу сказать о том, что среди моих учеников всё больше становится тех, кто читает; читает много, вдумчиво, пытаясь разобраться в проблематике произведений, выписывая что-то важное на поля тетради. В общем, как мы когда-то. Представление о книгах у десятиклассников, к счастью, складывается не из  наспех изученного краткого содержания. 

    Разумеется, далеко не все мои ученики увлечены чтением. Не каждый умеет строить развёрнутые ответы аналитического характера, аргументировать свою точку зрения и писать сочинения  разных жанров. В процессе работы над произведением возникают споры, а это и провоцирует детей на высказывание собственного мнения. Кто-то промолчит на уроке, зато «выговорится» в сочинении. Важно указать ребёнку на то, что в книге есть потрясающие события, волнующие его разговоры. Это можно сделать с помощью интересных вопросов. Хочу поделиться с читателями тем, как десятиклассники пытаются найти в книгах ответы на такие вопросы.  

 Вопрос № 1. Смысл слова заключается в действии этого слова. Как художественное слово способно повлиять на человека?

    «Читать надо уметь. Чтение - это особенный вид искусства, такой же действительный, как музыка или рисование. Читающие люди через книгу погружаются в иную вселенную, где нет фальши, где на любые жизненные вопросы уже найдены ответы. В книгах представлена другая реальность, целый мир, который читатель впитывает в себя по капле, становясь все более развитым. Как камень при огранке постепенно становится драгоценным, так и человек становится глубоким и мудрым. Хорошие книги затапливают, переворачивают сознание, меняют человека.

     Литература воистину способна воспитать человека, привить вкус, манеры, осознанное восприятие мира. Это не просто слова, напечатанные на бумаге, это неповторимые вселенные, особенные для каждого читателя. Даже одна и та же история воспринимается и понимается каждым по-своему, иначе. На мой взгляд, именно это - различное восприятие - и делает литературу необходимым и бесконечным источником жизненной силы, мудрости, энергии и осознания. Через чтение мы познаем себя. Разве этого мало, чтобы позволить себе принять то, что книги могут нам предложить?..» (Зоркова Мария, ученица 10А кл. МБОУ «СГГ»)

Вопрос № 2. Что происходит с читателем, когда входит в душу откровение?

   «В моей жизни было много книг. Да-да, честное слово. Была «Пестрая лента» - именно с этого рассказа началось мое знакомство с Шерлоком Холмсом - сэра Артура Конан Дойля и «Убийство на поле для гольфа» Агаты Кристи, был «Всадник без головы» Томаса Майн Рида, были «Три мушкетера» Александра Дюма и «Железный король» Мориса Дрюона... 

   В моей жизни было много книг абсолютно «не тех». «Не формат», как сейчас принято говорить. Не одобряемых моими родными (в первую очередь, конечно же, бабушками-дедушками) и немногочисленными - что уж скрывать - друзьями. 

   В моей жизни  много книг...

  Но знаете, из этого безликого, с немного зачерствевшим привкусом, «много книг» все же пробивается простуженный, дрожащий огонек... Огонек тлеющей сигареты в морозное утро поздней осени. Она зажата меж длинных угловатых пальцев, что подносят ее ко рту для очередной судорожной затяжки - и еще, и еще, и еще... 

  Узнаете?.. «Над пропастью во ржи». Безусловно, сейчас я могла бы сказать что-то вроде: «Именно эта книга была самой запоминающейся в моей жизни...», - но я соврала бы. Потому что именно эта книга не может просто и сухо «быть». Потому что именно эта книга в моей жизни... случилась. 

  Именно эта книга при воспоминании о ней заставляет все внутри туго сжиматься, заставляет пресловутый ком застрять в горле, заставляет слезы - кроткие, сдержанные до чопорности - колоть уголки глаз; именно от этой книги до тянущей боли сводит скулы. 

  Именно от этой книги веет жгучим, горьким сигаретным дымом. Именно от этой книги веет промозглым отчаянием и страхом перед жизнью. Именно от этой книги веет первобытным желанием защититься, укрыть своих ближних от опасности - как можно глубже, как можно дальше... 

  Именно в этой книге, простите за пафос, сочетается несочетаемое: животные инстинкты вкупе с неожиданно человечной заботой. Немного жалостливой, немного больной, но заботой. Заботой о несмышленых малышах, играющих на краю пропасти. 

  Я не могу сказать, что эта книга «многому меня научила». Нет. Именно эта книга меня поразила. Не в сердце и душу. Нет. Смазанные картины, которые я представляла, черты лица Холдена Колфилда, его мутно-голубые глаза и нелепая охотничья шапка, - все это умостилось... в солнечном сплетении. 

…После того как, не единожды прочитав, я беру в руки именно эту книгу, в ребрах начинает так знакомо щемить, пальцы сами собой невесомо гладят знакомую обложку, а губы шепчут: «Вот и вся моя работа. Ловить ребят над пропастью во ржи». 

   К главному герою именно этой книги мне хотелось бы подойти, взять его замерзшие шершавые ладони в свои, обнять, вдохнуть исходящий от него резкий запах сигарет, холода, осени и - совсем немного - слез и произнести тихо в красное от мороза ухо: «Холден, мальчик мой...» А потом напеть едва слышно: «Если кто-то звал кого-то вечером во ржи...»         (Крученкова Александра, ученица 10А кл. МБОУ «СГГ»)

Вопрос № 3. Как соотносятся литература и жизнь?

«Я бы сказала, что прежде всего хорошая книга пробуждает интерес к жизни. Читаешь о  дружбе - вспоминаешь своих друзей, звонишь тем, с кем начала терять связь. Книги о смерти  тоже интересны, как бы банально не звучало, но начинаешь ценить моменты, проведенные в кругу близких, а таких моментов становится всё меньше, когда мы взрослеем.

   Любая книга заставляет думать, будь то книга о душевно больных или о человеке, который в зрелом возрасте бросил все ради того, чтобы стать художником…

Заметила, что начитанные люди более наблюдательные и понимающие, так как чтение развивает способность к анализированию не только поступков героев книг, но и своих.

  Известно мнение, что человек, читающий книги, имеет замечательную возможность прожить не только свою собственную жизнь, но и жизни литературных персонажей. Читая, мы беседуем с автором, перенимаем его опыт, учимся смотреть на одни и те же вещи под разным углом». (Яшина Екатерина, ученица 10А кл. МБОУ «СГГ»)

   М. Е. Салтыков-Щедрин на закате жизни с надеждой писал: «…Кто-то сказал: пусть нас меньше почитают, но больше читают. Только об этом и прошу…» Великий классик знал истинную ценность этих слов.